Князев П.Е.
Отчет Главы муниципального образования "Кезский район"
о работе в 2014 году
Уважаемые депутаты, приглашенные. Представляю вашему вниманию отчет о деятельности Главы района и депутатского корпуса Районного Совета депутатов о работе в 2014 году.
Деятельность главы района строится в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами Удмуртской Республики, Уставом района и нормативными правовыми актами Районного Совета депутатов.
Мой отчет состоит из нескольких разделов, характеризующих основные направления моей деятельности как главы района.
1. Работа с населением
Работа с населением и повышение уровня доверия населения к органам местного самоуправления по-прежнему остается приоритетным направлением деятельности.
2014 год был насыщенным на встречи с населением Кезского района. Учитывая опыт работы прошлых лет, мы по-иному выстроили диалог районных чиновников с жителями деревень. В каждом административном центре всех 15 сельских муниципальных образований мы встречались с активом поселения. Т.е. на эти встречи приходили депутаты Сельских Советов, руководители организаций и учреждений, старосты деревень, уличкомы, руководители общественных формирований и просто неравнодушные люди. В таком формате встречи проходили в деловой обстановке, люди получали ответы на поставленные задачи. Кроме того, организовывались встречи в трудовых коллективах, на фермах и полях с работниками СПК. Хорошее, живое общение получается в неформальной обстановке, например, во время дружеских встреч по волейболу между сельскими командами и командой районной Администрации, которые мы стали проводить с конца прошлого года.
В течение прошлого года 2 раза были организованы публичные слушания по вопросам исполнения бюджета района, его проекта на очередной год и изменениям в Устав. Всего же на территории Кезского района публичные слушания проводились Главами поселений 92 раза.
Не изменили традиции в ушедшем году и по организации приема граждан. Хоть и установлен режим приема Главой района по четвергам, отказа посетителям не было и в другое время. Всего за 2014 год принято мной на личном приеме более 100 граждан, письменно обратилось 25 человек.
Тематика обращений аналогична прошлому году: ремонт улично-дорожной сети, ремонт жилья и качество предоставления услуг ЖКХ, предоставление жилья погорельцам, выделение леса на ремонт и строительство, устройство детей в детские сады, помощь в устройстве на работу.
Продолжает работу сайт муниципальных образований «Кезский район». Систематически актуализируется раздел «Новости» о работе органов местного самоуправления.
Связь главы района с общественностью осуществляется также через взаимодействие с общественными организациями района. В 2014 году активно привлекали членов общественных организаций к работе по профилактике коррупции, административной реформы и кадровой политики.
Районная газета «Звезда» практически в каждом своем номере освещала деятельность органов местного самоуправления района и поселений в различных сферах жизни. Освещались вопросы, рассматриваемые коллегиальными органами, разъяснения действующего законодательства. На страницах газеты происходит диалог населения с властью. Интересную рубрику «Приглашение на чай» придумали наши журналисты, освещая деятельность уважаемых, авторитетных людей нашего района. Двое наших коллег, депутатов Районного Совета (Сердюк ИВ и Гавшина ЕА) «попили чай» в редакции районки.
Как руководитель Районного Совета депутатов и высшее должностное лицо муниципального образования я представлял район, интересы его жителей в отношении с органами государственной власти, органами местного самоуправления других муниципальных образований, гражданами и организациями
2. Взаимодействие с органами государственной власти
В течение прошлого 2014 года принимал участие в заседаниях Правительства и Государственного Совета Удмуртской Республики, а также проводимых ими совещаниях, семинарах, рабочих встречах. За отчетный период в наш район с рабочими визитами приезжали:
И.о. Главы Удмуртской Республики Александр Васильевич Соловьев
Савельев Виктор Алексеевич, Председатель Правительства УР,
Сивцов Андрей Николаевич, первый заместитель Председателя Правительства УР;
Коробейников А.Г., заместитель Председателя Правительства,
Стрелков А.В., министр сельского хозяйства УР, его заместители Соболев П.Л. и Пушкарев О.Г.;
Зайцев М.П.- министр экономики, его заместитель Лысов И.С.;
Фефилов С.С., министр труда УР;
Вахромеев В.П. - министр транспорта и дорожного хозяйства Удмуртской Республики, его заместитель Афонькин В.И.;
Щелканов Д.В. – руководитель ГУП «Удмуртавтодор»;
Шикалов министр строительства
Прасолов АА - уполномоченный по защите прав предпринимателей
Клименко И.А.- зам министра образования и науки УР
На встречах с представителями государственной власти Удмуртской Республики обсуждались вопросы строительства дорог, школы, детского сада, пристроя к больнице, вопросы газификации, водоснабжения, развитие сельского хозяйства района.
3. Работа с главами поселений и межмуниципальное сотрудничество так же является неотъемлемой частью деятельности Главы района.
Всего в течение 2014 года проведено 129 сессий Сельских Советов депутатов, на которых принято 604 решения по вопросам местного значения. Для обнародования принимаемых решений, в каждом муниципальном образовании учрежденные информационные вестники. Всего по району издано 212 выпусков этих газет.
В течение 2014 года проведено 9 совещаний с Главами поселений и специалистами сельских Администраций, на которых рассматривались вопросы о текущей деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, изменения в законодательстве.
Главам муниципальных образований, специалистам сельских Администраций оказывается методическая и практическая помощь в разработке нормативных актов, заполнения страницы поселения на официальном сайте муниципального образования «Кезский район».
Большую надежду питали мы с Главами поселений по перераспределению полномочий в связи с изменениями в 131-ый Федеральный Закон. В соответствии, с которым поселениям оставалось всего лишь 12 из 39 полномочий. (Ни для кого не секрет, что в бюджетах наших поселений крайне недостаточно средств на выполнение всех полномочий. ) Но законом Удмуртской Республики за поселениями оставлены все ранее прописанные в 131-ом законе полномочия. Поэтому в конце 2014 года нами, представительными органами поселений и Районным Советом депутатов, приняты решения по передаче части полномочий.
А именно на районный уровень переданы полномочия:
-
по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена;
-
по формированию, утверждению, исполнению бюджета Поселения и осуществлению контроля за исполнением данного бюджета (кроме МО «Кезское»);
-
по организации в границах Поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (кроме МО «Кезское»);
-
выдача разрешений на строительство (за исключением случаев, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами), разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, расположенных на территории поселения, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования поселений, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление в случаях, предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации, осмотров зданий, сооружений и выдача рекомендаций об устранении выявленных в ходе таких осмотров нарушений;
-
обеспечение проживающих в поселении и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством (кроме МО «Кезское»);
-
владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
-
создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
-
организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселения;
-
организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Полномочия по дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации органами местного самоуправления района переданы на уровень поселения.
На таблице представлена информация поступления собственных доходов в бюджеты поселений в течение 2014 года.
Объем поступления отдельных налоговых доходов в разрезе поселений | ||||
|
за 2014 год |
|
|
|
|
|
|
руб |
|
Наименование поселения |
НДФЛ |
единый с/х налог |
Итого |
|
Степаненское |
367 960,93 |
10 302,06 |
378 262,99 |
|
Сосновоборское |
199 156,66 |
11 948,52 |
211 105,18 |
|
Чепецкое |
1 402 203,72 |
33 728,64 |
1 435 932,36 |
|
Большеолыпское |
509 728,61 |
140 935,5 |
650 664,11 |
|
Кузьминское |
427 609,7 |
91,91 |
427 701,61 |
|
Кулигинское |
428 661,82 |
28 659 |
457 320,82 |
|
Мысовское |
132 280,62 |
500 |
132 780,62 |
|
Новоунтемское |
91 864,61 |
0 |
91 864,61 |
|
Поломское |
170 271,94 |
1 378,5 |
171 650,44 |
|
Гыинское |
263 753,26 |
53 093,16 |
316 846,42 |
|
Кабалудское |
241 746,89 |
0 |
241 746,89 |
|
Ключевское |
514 622,57 |
24 972,5 |
539 595,07 |
|
Юскинское |
1 275 118,74 |
0 |
1 275 118,74 |
|
Сюрзинское |
65 254,2 |
10 102,69 |
75 356,89 |
|
Кезское |
10 191 331,03 |
40 126,61 |
10 231 457,64 |
|
Итого |
16 281 565,3 |
355 839,09 |
16 637 404,39 |
|
Как видно из представленной таблицы, доходная часть бюджета поселений чрезвычайно скудна. Поэтому без привлечения жителей к решению вопросов местного значения не обойтись. В этом направлении хорошо работают Администрации МО «Мысовское», «Новоунтемское», «Сосновоборское». В муниципальном образовании «Кузьминское» силами жителей ведется строительство церкви. Огромная роль в организации работы с населением принадлежит старостам деревень и уличкомам.
Большую помощь в работе Главам поселений оказывают общественные формирования, такие как женсовет, Советы руководителей. Активную позицию повсеместно занимают Советы ветеранов. Особенны активны общественники в МО «Большеолыпское», «Кузьминское», «Степаненское».
4. Порядок взаимодействия Главы района с районной Администрацией прописан все в том же 131-ом законе и Уставе МО «Кезский район».
Держать руку на пульсе жизни района помогают еженедельные оперативные совещания с руководителями структурных подразделений Администрации, организаций и учреждений района.
Такая форма совещаний помогает оперативно и эффективно сотрудничать. Каждый имеет возможность дать и получить нужную информацию и более рационально использовать свое рабочее время, скоординировав свои действия.
Все решения, принимаемые администрацией района, находятся на контроле Главы района.
С целью контроля за эффективным расходованием бюджетных средств, в соответствии с требованиями законодательства в прошлом году в Районном Совете депутатов был создан сектор контрольно-счетной работы. В 2014 году сектором проведено 8 контрольных мероприятий, из них:
- проведено 2 контрольных мероприятий по вопросу использования субсидий, предоставленных на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания, субсидий на иные цели и использование средств от приносящей доход деятельности бюджетных учреждений;
- проведено 2 ревизии финансово-хозяйственной деятельности бюджетных учреждений;
- проведено 3 ревизии исполнения бюджетов муниципальных образований (поселений):
- проведена 1 экспертиза проекта бюджета муниципального образования «Кезский район» на 2015 год и плановый период 2016 – 2017 годов.
По итогам проведенных контрольных мероприятий установлены нарушения в 2 учреждениях на общую сумму 23 362,43 руб., в том числе: необоснованное списание материальных ценностей – 23 362,43 руб.
По итогам контрольных мероприятий руководителям проверенных учреждений направлено 2 представления по устранению выявленных нарушений и недопущению их в дальнейшем (МУК «Кезский районный ДК», МБОУДОД «Кезская ДШИ»).
Рассмотрено 21 обращение бюджетных учреждений и дано согласование о возможности заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрольной системе в сфере закупок.
В ходе рассмотрения обращений и прилагаемых к ним документов сектором контрольно-счетной работы Районного Совета депутатов муниципального образования «Кезский район» нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не установлено.
Подробную информацию о работе Администрации вы услышите из отчета главы Администрации.
5. Работа Районного Совета депутатов.
Значительная часть полномочий Главы муниципального образования связаны с обеспечением деятельности Районного Совета депутатов.
В 2014 году в составе депутатского корпуса произошли изменения. На смену 2 депутатам, досрочно сложившим полномочия, 14 сентября прошлого года были избраны 2 новых депутата – это Трефилов Денис Викторович и Третьяков Василий Аркадьевич. Таким образом, из 30 установленных Уставом района замещены все тридцать депутатских мандатов.
Основным видом деятельности депутатов является участие в работе сессий Районного Совета депутатов.
В течение 2014 года проведено 7 заседаний сессий, 3 заседания Президиума и 28 заседаний постоянных комиссий. Здесь особо хочется остановиться на работе постоянных комиссий. Комиссия по вопросам социальной защиты населения в течение 2014 года в составе, позволяющем принимать решения, ни разу не собиралась. Мои слова благодарности по организации работы постоянных комиссий Коршунову Олегу Владимировичу и Волкову Дмитрию Рудольфовичу. У нас сложилась такая практика, что на заседаниях постоянных комиссий рассматриваются только сессионные материалы, мы с вами не смотрим другие вопросы, которые вы могли бы рассмотреть по профильной деятельности комиссии. Но, к большому сожалению, никаких инициатив от вас не поступает.
С целью информирования депутатского корпуса, приглашенных о деятельности органов местного самоуправления мы с 2013 года стали практиковать проведение Информационного часа. Так в течение 2014 года после каждой очередной сессии мы заслушали информации по вопросам:
Информация начальника Межмуниципального отдела МВД России «Кезский» о состоянии криминогенной обстановки на территории Кезского района за 12 месяцев 2013 года и первое полугодие 2014 года.
О предоставлении жилищных займов на территории муниципального образования "Кезский район" за 2012-2013 годы.
«Обращение к депутатам Районного Совета депутатов муниципального образования «Кезский район» жителя д.Гулейшур Бутолина П.В.»
О достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципального образования «Кезский район»
О готовности объектов жилищно-коммунального хозяйства, социальной сферы к работе в зимних условиях
Об итогах работы сельхозпредприятий Кезского района за 9 месяцев 2014 года
О совершенствовании кадрового обеспечения образовательных учреждений Кезкого района
О ходе реализации программы «Молодежь МО «Кезский район» на 2012-2016 годы
О ходе реализации федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» на территории муниципального образования «Кезский район»»
Всего за 2014 года было принято 80 решений Районного Совета депутатов. Их структура представлена на слайде. Это 4 вопроса по СЭР, 18 раз рассматривали вопросы, связанные с бюджетом района, согласовано 4 кандидатуры для награждения, 10 решений принято по муниципальному имуществу и земельным участкам, 8 раз рассматривали вопросы социальной политики, неоднократно приводили нормативные акты в соответствие с требованиями действующего законодательства. На заседаниях сессии было рассмотрено 4 протеста прокуратуры Кезского района на решения Районного Совета депутатов. Все они были удовлетворены. 21 февраля прошлого года мы приняли обращение к Государственному Совету Удмуртской Республики о сохранении Озоно-Чепецкой школы-инернат. На сегодняшний день школа-интернат продолжает работать.
Одним из видов деятельности депутатов является встречи с избирателями. Ежеквартально составлялся график встреч, который своевременно размещался на сайте района и публиковался в районной газете.
Ни одной встречи не провели депутаты, избранные по партийным спискам от Партии ЛДПР – Осколков ДА и Юркин СГ.
Вообще про дисциплину хочется поговорить отдельно. Явка депутатов на заседания сессии в 2014 году представлена на слайде. Те же депутаты имеют больше всех пропусков. О работе депутатов в постоянных комиссиях мы уже говорили выше. Считаю, что нам, людям, которым население оказало доверие представлять его интересы, должно быть стыдно так часто возвращаться к вопросам дисциплины.
Конечно депутаты, особенно на селе, находятся в постоянном контакте с населением, помогаю органам местного самоуправления в решении злободневных вопросов. От себя лично, от имени работников Администрации района, Глав поселения хочется еще раз поблагодарить наших активистов : Иванов Валерий Евгеньевич, Бузмаков Андрей Иванович, Гавшина ЕА, Волков ДР, Корепанов НП, Дорофеев ВН, Бессолицын ВА, Порфиров ИД, Игнатьева ЕА, Иванова ЛВ. , Шилов АВ. На всех мероприятиях, проводимых в МО «Ключевское» и при их участии всегда в первых рядах Жигалова Марина Ананьевна.
Благодарю тех депутатов, кто находит время для приема граждан и оказывает им реальную поддержку.
6. О работе Аппарата
Постановлением Администрации МО «Кезский район» от 4 июля 2012 года № 1071 утверждена муниципальная целевая программа противодействия коррупции в муниципальном образовании «Кезский район» на 2013-2015 годы.
Для реализации мероприятий в данном направлении создан и работает
Совет по противодействию коррупции.
Во всех органах местного самоуправления на территории района сформированы комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. В отчетном году этими комиссиями проведено 14 заседаний (совместно с поселениями).
На страницах районной газеты «Звезда» в течение года было опубликовано 12 материалов антикоррупционной направленности, из них 6- деятельности ОМСУ района, 4 - информации прокуратуры, 2- информации МФЦ. Районная газета «Звезда» стала победителем республиканского конкурса среди средств массовой информации на лучшее освещение антикоррупционной тематики.
Для сообщений о фактах коррупционных правонарушений на сайте МО «Кезский район» создан электронный почтовый ящик – в течение 2014 года сообщений на него не поступало.
В соответствии с требованиями законодательства также на сайте размещены сведения о доходах муниципальных служащих органов МСУ.
В марте 2014 года через сайт района прошел опрос населения о коррупции в муниципальном образовании «Кезский район». Всего приняло участие в опросе 6 человек. Из них столкнулись с коррупцией:
- 1 раз в Администрации района (поселении),
- 2 раза в ЦРБ,
- 1 - в школе,
- 2 - при устройстве ребенка в детский сад,
- 1 при рассмотрении дела в суде,
- 3 человека опыта дачи взяток не имеют.
По результатам исполнения в 2014 году муниципальной целевой программы по противодействию коррупции в муниципальном образовании «Кезский район» можно отметить, что основные мероприятия, включенные в план по реализации данной программы, были исполнены.
Однако невозможно проверить эффективность проводимых мероприятий в виду отсутствия результатов социологических исследований по качеству оказания муниципальных услуг и низкой активности населения в опросе о коррупции.
Развитие информатизации в 2014 году проводилось в рамках реализации муниципальной программы «Информатизация органов местного самоуправления в МО «Кезский район» на 2014 – 2015 годы», утвержденной постановлением Администрации МО «Кезский район» от 18 ноября 2013 года №1767.
Целевые показатели реализации Программы в основном достигли плановых. Из-за отсутствия поступивших заявлений через Портал государственных и муниципальных услуг не выполненным остался показатель – «Доля муниципальных услуг предоставленных в электронном виде, от общего количества услуг, предоставляемых органами местного самоуправления». Для выполнения в дальнейшем данного показателя необходимо проводить разъяснительную работу среди населения района.
Основные показатели развития информатизации, включенные в Программу социально-экономического развития МО «Кезский район» на 2014 год, также выполнены.
В течение года продолжалась работа по исполнению Федерального закона от 09.02.2009г. № 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", заполнялись и усовершенствовались отдельные страницы официального сайта МО «Кезский район», продолжена работа по заполнению страниц муниципальных образований (поселений).
Средняя посещаемость сайта в 2014 году составила 257 посетителей в день. В целом за 2014 год посещаемость сайта увеличилась до 93 573 посетителей, из них — 75 769 новых (для сравнения — за 2013 год посетило сайт 72 467 пользователей сети Интернет, из них 58 309 - новых), что говорит о необходимости поддержания информации на сайте в актуальном состоянии и требует ежедневной работы по размещению информации.
В целях обеспечения всех отраслей экономики муниципального образования «Кезский район» и органов местного самоуправления в квалифицированных кадрах, способных обеспечить выполнение социально-экономического развития района в соответствии с требованиями рынка в современных условиях, утверждены Администрацией МО «Кезский район» и работают муниципальные целевые программы «Кадры муниципального образования «Кезский район» на 2012-2016 годы» и «Развитие муниципальной службы в муниципальном образовании «Кезский район» на 2012 – 2016 годы».
Анализ состояния кадрового потенциала в районе говорит, что по-прежнему у нас существует потребность в кадрах по отраслям по состоянию на 1 января 2015 года:
- в здравоохранении не хватает 24 специалиста, в т.ч. 10 – из категории среднего медицинского персонала;
- в культуре – 7 специалистов;
- в образовании – 10 учителей;
- в агропромышленном комплексе – 120 человек, в т. ч. 76 рабочих массовых профессий.
И здесь надо, прежде всего, работать над привлечением кадров в район: работать с выпускниками школ района, встречаться со студентами вузов, создавать жилищные условия, оказывать материальную поддержку и т.д.
В работе с кадрами следует также широко использовать и кадровый резерв. В прошлом году мы сформировали резерв управленческих кадров ( это по отраслям) – включено 58 человек и резерв на муниципальную службу, куда включено 81 человек. Но пока плановой работы с резервом не проводится. Над этим нынче и надо работать. Имеются некоторые сложности в подготовке кадрового резерва и с получением дополнительного профессионального образования (переподготовка и повышение квалификации) в связи с недостаточностью средств в бюджете района.
В реализации муниципальной кадровой политики в районе, в работе по формированию и эффективному использованию управленческих кадров в отраслях экономики и социальной сферы имеются и следующие нерешенные проблемы:
- не налажена система стажировки молодых специалистов, не всегда применяются условия, стимулирующие молодых работников к трудоустройству в районе и закреплению их на селе;
- работниками кадровых служб организаций и предприятий не проводится достаточной работы по формированию резерва и профессионального роста работников, их подготовки и переподготовки;
И все же основной проблемой в реализации кадровой политики следует назвать, что в муниципальном образовании недостаточно средств для привлечения молодых специалистов. Недостаток квалифицированных кадров в здравоохранении, образовании, культуре объясняется низкой заработной платой, невозможностью предоставления жилья, нехваткой средств для выплаты подъемных. Всё это делает непривлекательным работу в указанных отраслях.
Для того, чтобы эффективно решать задачи, необходимые для реализации кадровой политики, должно быть заинтересованное участие работодателей и органов местного самоуправления, повышение социальной ответственности, осуществление долговременного стратегического подхода в кадровой политике предприятий.
В 2014 году в Администрацию муниципального образования «Кезский район» поступило и зарегистрировано 713 письменных обращений граждан, в Районный Совете депутатов муниципального образования «Кезский район» - 25 обращений. Наиболее часто граждане обращаются с вопросами о содействии в улучшении жилищных условий- 64 заявления, что составляет 9 % от общего числа обращений. Финансово -экономические вопросы – 18 заявлений, соответственно 2,5%, вопросы социальной сферы- 9 заявлений, что составляет 1,3%, вопросы землепользования 179 заявлений, что составляет 25,1%. В разделе разное- 6 заявлений или 0,8%. Вопросы архитектуры и градостроительства- 436 заявлений, что составляет 61,2%. Вопросы водоснабжения- 1- 0,1%. С нарушение срока рассмотрения письменных обращений граждан рассмотрено - 14 заявлений. С выездом на место рассмотрено 31 заявление. Уменьшилось количество обращений через вышестоящие органы – 18 человек обратились в Администрацию Президента и Правительства УР, в 2013 году –36 человек. На официальный сайт муниципального образования «Кезский район» поступило -13 обращений граждан.
7. Заключение
По-прежнему главной целью нашей работы остается улучшение социально-экономического положения района, создание условий для его дальнейшего развития. Приоритетными являются такие направления деятельности, как повышение инвестиционной привлекательности Кезского района, что возможно за счет развития и популяризации туристических маршрутов, народных промыслов и ремесел. Обеспечение стабильной работы предприятий и организаций района, в том числе на селе, создание условий для сохранения и развития малого бизнеса, повышение уровня собственных доходов бюджетов района и поселений.
На ближайший период первоочередная задача – обеспечить детей Кезского местами в детских садах, строительство в Кезу новой школы и пристроя к поликлинике ЦРБ. Необходимо проведение ремонтных работ объектов социальной сферы, ремонт кровли Кезской СОШ № 1, Кулигинской школы.
Также важным считаю сохранение и развитие культурной жизни на селе, сохранение и приумножение местных традиций, гражданско-патритического воспитания подрастающего поколения. Считаю, что это особенно актуально в год 70-летия великой Победы. Кроме того, 2015 год для нашего района является особенным. На нас с вами, тех, кто сейчас находится в этом зале, лежит большая ответственность – мы будем принимать гостей со всей Удмуртии и других регионов на республиканском празднике Гербер. И сделать это надо так, как это мы умеем делать – с открытой душой и гостеприимством. Работы впереди много и только сообща, совместными усилиями всех структур, всего населения мы сможем добиться поставленных целей.
В заключение своего выступления хотел бы поблагодарить депутатов, Администрацию района, руководителей учреждений, предприятий, организаций района, общественность за поддержку, взаимопонимание и совместную работу, направленную на социально-экономическое развитие нашего района и улучшение качества жизни населения.